Алекс * предлагает Вам запомнить сайт «Что? Где? Когда?»
Вы хотите запомнить сайт «Что? Где? Когда?»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Наша жизнь в вопросах и ответах!

Блог
Излюбленные лакомства россиян, которые никогда не поймут иностранцы!
Агния *** * 28 июн, 14:48
+1 0
Дура на дороге
Лев Барковский 28 июн, 14:21
+3 1
Неиспользованный шанс
Лев Барковский 28 июн, 14:13
+3 1
Дорожная песня
Лев Барковский 28 июн, 14:08
+1 1

Последние комментарии

Присоединиться

Чтобы увидеть все новые темы, зайдите в раздел БЛОГ!

Излюбленные лакомства россия…

Излюбленные лакомства россиян, которые никогда не поймут иностранцы!

28 июн, 14:48
+1 0
Дура на дороге

Дура на дороге

28 июн, 14:21
+3 1
Неиспользованный шанс

Неиспользованный шанс

28 июн, 14:13
+3 1
Дорожная песня

Дорожная песня

28 июн, 14:08
+1 1
Поправляльщик

Поправляльщик

28 июн, 09:43
+1 0
Ржачная подборка картинок с …

Ржачная подборка картинок с остроумными комментариями

28 июн, 09:26
0 0

"Эх, растоплю я паровоз!.." Немного интересного из истории паровоза в России

развернуть

Знаменитая есть легенда в локомотивном мире, что в дореволюционные времена к паровозу прибывшего курьерского поезда подбегал с подносом официант из вокзального буфета или повар из вагона-ресторана: «Откушайте, господин механик!» На подносе — штоф и очень хорошая закуска. Механик вкушал, не сходя с паровоза, и степенно благодарил. А уж после ехал в оборотное депо.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Итак, прибыв в депо, почистив топку, снабдившись, начисто обтерев паровоз (целиком!) и завершив всё остальное, что нужно (занимало это часа полтора-два), бригада шла на отдых. Уже при царе строили специальные дома для отдыха паровозных и кондукторских бригад, на некоторых дорогах их называли «заезжие комнаты». Зовут их теперь комнатами отдыха локомотивных бригад, а в просторечии «отдыхаловками», «бригадниками».
Отдых бригады в паровозные времена обычно происходил так: по прибытии отправляли кочегара на местный рынок, где он покупал мяса и овощей. Если рынок отсутствовал или была ночь, доставали из «шарманок» что Бог послал…
Скажем немного о «шарманках». Паровозника во все времена и эпохи с царских времен определяли даже не по фуражке с непременным белым, серым или желтым кантом или галуном (у помощников и кочегаров таких фуражек не было — только у машинистов, это был их отличительный знак, который означал долгую службу на дороге), не по шинели и служебной шапке, не по погонам и фуражечной кокарде со значком «паровозика» (их издали не видно) — а именно по «шарманке».

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Идет по улице машинист или помощник с жестяным крашеным сундучком — все видят: паровозник, и иные даже шапки и картузы навстречу приподнимают в знак уважения и приветствия. Если человек заказывает у жестянщика сундучок — всё, жизнь его, считай, состоялась: паровозником стал. В рейс кладет он в сундучок что поесть, мелкий инструмент, в особый карманчик — документы и инструкции. Если едет к женщине (что бывало очень часто) — подарок кладет в «шарманку», платок какой-нибудь или конфеты. Вообще — что ему нужно взять с собой, то в «шарманке». Зачем эти сундучки делали из жести? Чтобы на паровозе при этакой-то размашистой работе не повредить дорожный скарб, не поджечь, не помять. За этим паровозным сундучком легенды, может, не меньше, чем за самими паровозами.
Идут с «шарманками», все видят — бригада. Приехали или, наоборот, уезжают.

 
Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

В оборотном депо дают кочегару мясо, пшено, картошку, соль, перец, лук, рис, морковь, и он идет в «дом отдыха» варить суп (никаких столовых до конца 1950-х годов почти нигде не было). Стояла в «отдыхаловках» в особой комнате непременно обширная печь, и на ней можно было сварить суп, картошку пожарить, чайник вскипятить. Понятно, какой у мужиков или пацанов-кочегаров получался «рататуй» (впрочем, иные варили очень вкусно!), но когда приходили с паровоза голодные чумазые труженики, уговаривать их поесть не приходилось.
А на паровозах еду брали в путь в стеклянной банке с плотной крышкой, ставили ее на котел за инжектор или к колонке и грели. В спокойный момент поездки снимали банку с котла и ели горячее.
Одно время, годах в 1940–1950-х, было организовано питание для паровозников прямо на путях сортировочных станций. К паровозу подходила девушка в белом халате, у которой на плечах висел короб с судками, наполненными горячим борщом и каким-нибудь вторым блюдом с гарниром, высился ряд тарелок, в особом отделении лежали хлеб, ложки и вилки. Прямо возле паровоза всё это питание разливалось и раскладывалось по тарелкам, и мужики с удовольствием ели, потому что готовили для паровозников очень вкусно. Недостатком являлось то, что уж больно они были чумазые, и руки им как следует было не отмыть, и условия для еды не очень удобные — но никто не жаловался. Люди видели заботу о себе.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Перед войной кормежка в оборотных депо была, по воспоминаниям ветеранов, достаточно скудной и однообразной. Жареная картошка, в лучшем случае на сале — вот и вся еда. Во время войны для паровозников существовало усиленное питание. По маршрутному листу выдавали «наркомовскую сметану», а самого паровозника снабжали куском копченой колбасы, несколькими конфетами, нормой хлеба, пряниками или печеньем, куском сала, чаем. Многие голодали, но привозили часть своего пайка детям. Картошку и мясо покупали на рынке за свои деньги. После войны и голода 1946 года мясо стоило на пристанционных базарах в провинции достаточно дешево. А вот вещей, одежды, обуви, кондитерских изделий было очень мало, и столичные, городские паровозники этим пользовались, когда заводили романы с девушками или ублажали какого-нибудь «родного» на топливных складах, привозя с собой в «шарманках» дефицитные вещи и тогдашние деликатесы.
При царе машинист в пункте оборота отправлялся на отдых к некой отставной вдовушке лет тридцати-сорока, а при советской власти к «приятельнице» в поселок. Иные машинисты предпочитали просто пообедать, выпить на сон грядущий 100 граммов и засыпали в отдельной комнате — у машинистов и главных кондукторов были отдельные, причем иной раз механик поселялся совершенно один, когда было малое движение.
А помощники шли в комнату о 15–25 лежанках и в чем были валились на топчаны спать, толком и не помывшись. Спали как убитые. Ночью начинают их будить под поезд, дежурная ходит с фонарем по комнате и разыскивает — которого поднимать: того или этого? Так всех и перебудит по очереди, пока доищется: «Ты не Петров? А ты?» И так далее. При советской власти кочегары отдыхали с помощниками в одной комнате, а паровозы во время стоянки в ожидании бригады грели специальные прогревальщики при депо (как правило, пенсионеры). До революции кочегар оставался на паровозе и всё время стоянки находился на нем. На маневровых паровозах до революции дежурство длилось сутки.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

В 1950-х годах этот суровый быт несколько облагородили. Устроили в депо душевые, стали выдавать белье в комнаты, пижамы и тапки паровозникам, открылись буфеты, после — столовые. Паровозников и вообще локомотивщиков в 1960-х годах обслуживали в столовых только официантки, никакого самообслуживания в помине не было. Бригада приехала — событие, скорее бежит официантка: «Что вам, мальчики, принести покушать?» Тоже романов было — с ума сойти. Мальчики-то были завидные, с такой зарплатой, которую только профессора и академики в стране получали, с орденами (награждались почти автоматически по выслуге лет) и тринадцатой зарплатой («наркомовские»), со значками «Отличный паровозник» и «Ударник сталинского призыва» — да и просто очень здоровые, крепкие мужики, веселые, шутливые, бравые, несмотря на тяготы своей работы. Иные паровозники до девяноста с лишним лет доживали! Знаменитый ветеран депо Москва-Сортировочная, в прошлом «пятисотник»-стахановец Александр Иванович Жаринов водил паровоз на праздниках 9 Мая вплоть до 90-летнего возраста! Ни ветров, ни сквозняков, ни дождей, ни морозов паровозники не боялись — разве только жары — так и к ней на паровозе привыкали. Дурные люди среди паровозников, конечно, были, но в основном после первой же поездки или чистки топки они как-то сами собой отсеивались, их работа убирала. В основном народ был хороший, с душой — того требовал паровоз.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

С 1931 года по самые последние паровозные времена (а последний в России участок на паровой тяге Лодейное Поле — Янисъярви в Карелии обслуживался паровозами вплоть до апреля 1986 года) все паровозы были закреплены за бригадами. Что это означало? А то, что бригада работала только на своем, одном и том же паровозе. Своем в буквальном смысле этого слова, потому что паровозники поступали на работу в депо по договору и паровоз передавался им для работы по хозрасчетному принципу. Согласно этому договору, по выслуге лет выплачивались договорные проценты, которых у ветеранов набегало до 500 рублей в месяц в деньгах 1940–1950-х годов, не считая зарплаты (только ставка была 700–900 рублей в месяц старыми, а с премиальными выходило у машинистов I класса до 4 тысяч рублей). То есть бригада была материально заинтересована в том, чтобы паровоз был в отличном состоянии, потому что за любое превышение пробега сверх нормативов очень хорошо премировали по нормам долевого участия. Знаменитые кривоносовский и лунинский методы стахановской езды на паровозе, внедренные на транспорте в 1930-х годах, основывались на бережном уходе бригады за паровозом, постоянном уходе за ним, внимании, наблюдении за работой паровоза в пути, отличном знании конструкции и превосходных слесарных навыках, постоянном участии в ремонте паровоза. Старший машинист присутствовал при всех видах деповского ремонта и сопровождал паровоз на заводской ремонт, а на промывку котла, происходившую примерно раз в месяц, выходила вся бригада. Выходных дней как таковых не было — работали от прибытия до прибытия паровоза в основное депо, проводя на нем буквально полжизни

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

У пассажирских бригад был именной график работы, они свою жизнь знали наперед достаточно хорошо, а вот в грузовом движении система была вызывная, как при царе: подходит паровоз с линии, посылают рассыльного из депо, как правило старичка-пенсионера, он идет по поселку с записной книжкой, в которой написана фамилия машиниста, помощника или кочегара и стоит время его явки на работу. Старичок стучал в окошко, у него брали книжку и расписывались, как сказано у Андрея Платонова, «в графе» против времени явки. Это означало, что паровозник вызван в поездку. То есть спустя 12 часов со времени прибытия из очередного рейса паровозник должен был находиться дома и ждать вызывальщика из депо. Выходным днем считали время стоянки паровоза в промывке. И ведь никто не жаловался! Напротив — многие старики рассказывают: ждали, когда снова в поездку. Шли на паровоз с радостью со своей «шарманкой». А уж уход с паровозной работы полагался настоящим горем, некоторые в таких случаях протестовали, грозили и даже плакали, не стесняясь.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

О состоянии паровозов в 1940–1950-х годах ходили легенды — и ходят до сих пор. Паровозы были разукрашены, тщательно обтерты, буквально лоснились от чистоты и ухода. В будках висели портреты вождей, стенки обшивались рейками, всё сияло чистотой, как говорили паровозники, «ни слезинки, ни паринки». Наводили накладные барельефы, за свои деньги покупали фольгу и прочий оформительский материал. Многие паровозы были посвящены съездам партии и комсомола, политическим деятелям и народным героям («им. Александра Матросова», «им. Олега Кошевого» и т. д.) и были соответствующим образом внешне оформлены. На каждом паровозе было полно инструмента, запчастей — тащили, словно в дом родной. Это была действительно планета, большое благоустроенное хозяйство, чем-то напоминавшее зажиточный крестьянский уклад. На паровозах возили краску и кисточки, чтобы постоянно подновлять красоту, «пасту Гойя» для натирки металлических поверхностей до флотского блеска, у некоторых машинистов при входе в будку лежали… половые тряпки. Ходили легенды, что машинисты курьерских паровозов отправлялись в рейс в белых перчатках. Легенду эту творили просто: надевали перчатки перед самым отправлением и перед самым прибытием на конечную станцию, а потом сразу снимали… Трудновато на паровозе сохранить перчатки белыми.




Источник →

Ключевые слова: интересное, история, Перчатки
Опубликовала Мария Грачёва , 07.01.2017 в 04:16

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Евстратов
Сергей Евстратов 7 января, в 12:56 Паста Гойя - чУдная вещь! В армии и на флоте незаменима и сейчас. Текст скрыт развернуть
2
Мария Грачёва
Мария Грачёва Сергей Евстратов 7 января, в 14:50 У меня был когда-то поклонник, инженер, дивное создание, даже жаль, что ни фига не вышло. Он сделал мне удивительный подарок, отличился оригинальностью: огромный шматок этой пасты и немалый отрез толстенного войлока))))) Говорит: Машка, теперь все твои украшения будут самые сияющие на свете!!
Забыл только сказать, что при этом руки будут - самые грязнущие на свете))
Текст скрыт развернуть
1
Андрей Степанов
Андрей Степанов 7 января, в 14:12 Манечка, очень хороший рассказ, прочитал с большим удовольствием! Но, маленькая ремарка, ну очень порезало глаз указанное наименование полировочной пасты "Гойя". Такой пасты нет. Но тебе, нежной девушке, позволительно этого и не знать... Но все таки, паста была изобретена в Государственном Оптическом Институте, очень хорошая паста, и в ее наименовании фундаментально отразилась абревиатура названия этого научного учреждения, и она получила название, известное, даже троечнику ПТУшнику - "паста ГОИ" Текст скрыт развернуть
2
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов 7 января, в 14:30 Андрюша, вот веришь или нет, но я впервые - от тебя - вижу, как это на самом деле пишется) Всю жизнь слышала это слово от кого-то, а на слух определить его верное написание, как сам понимаешь, нереально... К тому же, я не автор сего опуса))))))) Я просто тот чел, который его разместил. Будем считать, что эта замечательская паста, которой я, кстати, отчищаю любые украшения до блеска, слепящего глаза, называется на самом деле ГОИ, но в народе - как угодно, в том числе и так, как в тексте) Текст скрыт развернуть
1
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва 7 января, в 14:37 Манечка, конечно очищай зеленой гойей все, что ты захочешь! Но ты же знаешь, не могу я из себя эту изоповщину изжить, и все тут!!! :-) ))) Текст скрыт развернуть
1
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов 7 января, в 14:41 А зачем её изживать?) Просветил тёмную меня - плюс тебе в карму) Текст скрыт развернуть
1
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва 7 января, в 14:42 Да не тебе я писал, а моему другу Евстратову )))))) :-) Текст скрыт развернуть
0
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов 7 января, в 14:48 Да поняла ж я))) Но просветил же меня по дороге? Вот!) Текст скрыт развернуть
1
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва 7 января, в 15:22 Мань, с пастой Гойя, нужно быть очень осторожной, оксид хрома, очень мелко дисперсный компонент, может запросто диффузно проникнуть в мягкий металл, поэтому, немного на тряпочку, и слегка потереть. И НИКАКИХ шлифовальных кругов!!!
Золото почернеет и все.
Потому и руки не отмываются
Текст скрыт развернуть
1
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов 7 января, в 15:25 упаси бог, чуток наношу на войлок - и потом по металлу, очень и очень аккуратно Текст скрыт развернуть
1
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва 7 января, в 15:34 Драил Гойей пряху ременную, да на станке. Почернела так, что пришлось ее шкурить мелкой шкуркой. А уж потом, ручками. Пока сам шишку не набьешь, не фига толку не будет :-) Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11

Универсальный блок

Новые темы здесь! Просто кликните на картинку в списке ниже или зайдите в раздел БЛОГ.

Блог
Излюбленные лакомства россиян, которые никогда не поймут иностранцы!

Излюбленные лакомства россиян, которые никогда не поймут иностранцы!

Русское застолье никогда не обходится без таких привычных и любимых нами блюд как селёдка под шубой, холодец и оливье, а типичным обедом для россиянина является тарелка борща с кусочком сала или манная каша на завтрак. Но то, что обыденно и привычно для нас, в свою очере…

Агния *** * 28 июн, 14:48
+1 0
Дура на дороге

Дура на дороге

Женщина за рулем - прекрасна и непредсказуема... В один из дней, когда смерть в автоаварии супруги голкипера «Зенита» Марины Малафеевой была самой обсуждаемой в блогах и на страницах интернет-СМИ, я встретила свою однокурсницу, с которой не виделась, по сути со дня выпуска. Маленька…

Лев Барковский 28 июн, 14:21
+3 1
Неиспользованный шанс

Неиспользованный шанс

Пыталась сегодня познакомиться в метро. Ну как пыталась - сижу такая, а он на меня смотрит, а я сижу. Так, думаю, голову помыла, маникюра нет - надо пальцы подобрать, тапки чистые, ноги бриты, ножку можно вытянуть - она у меня ниже колена ничо так, ножка-то. А он сидит такой напротив -…

Лев Барковский 28 июн, 14:13
+3 1
Дорожная песня

Дорожная песня

Полковник Зубарев ненавидит пылесос. Фыркать, топорщить шерсть полковнику не пристало, поэтому он ложится и помирает. Говорит, давление поднялось. Жене полковника всюду мерещатся пылевые шары, гонимые сквозняком. Жена уверена, часть шаров полковник лепит сам, назло. Удивительно что ко…

Лев Барковский 28 июн, 14:08
+1 1
Поправляльщик

Поправляльщик

Наша девушка вышла замуж за американца и переехала жить в США. Муж старательно и терпеливо учил свою супругу правилам и грамматике английского языка, чтобы любимая жена почувствовала себя полноценным членом американского общества как можно скорее. Однажды, ужиная в каком-то малень…

Алекс * 28 июн, 09:43
+1 0
Ржачная подборка картинок с остроумными комментариями

Ржачная подборка картинок с остроумными комментариями

Агния *** * 28 июн, 09:26
0 0
Случилось

Случилось

Кандидат нынче пошел бесчувственный, без всякого понимания тонкой душевной организации работодателя. Вот я его прошу: - Денис, расскажите о вашем последнем мероприятии. - Крайнем! О крайнем мероприятии! - Чуть не кричит во весь голос... А мне такое нельзя: я на филфаке годы оттру…

Лев Барковский 27 июн, 15:08
0 0
Фигурки из дерева

Фигурки из дерева

Есть бородатый анекдот о том, как с помощью логики по наличию аквариума с рыбками определяли сексуальную ориентацию человека. У меня был случай в чем-то сходный. Точнее, было два случая, первый, так сказать "обучающий", и второй, на котором я уже применил полученные логические навык…

Лев Барковский 27 июн, 15:01
0 0
А годы идут...

А годы идут...

А годы идут... Наше поколение в детстве играло в войнушку против фашистов, нынешнее освоило сноуборды и Интернет, а поколение наших отцов совершало набеги на яблоневые сады и вытаскивало из Урала тонущего Чапаева. Собственно, об этом поколении речь и пойдёт. В далёком 1942-м году, в…

Агния *** * 27 июн, 14:55
0 0
Нельзя заставить детей врать

Нельзя заставить детей врать

Однажды к нам в школу пришла комиссия из гороно. Наша учительница Надежда Викторовна сказала, что следующий урок будет называться"Моя будущая профессия". И что эта комиссия на нем обязательно будет. И мы, как будущее и надежда страны, обязательно должны сказать кем мы хотим быть. …

Лев Барковский 27 июн, 14:52
0 0
Блог
Дорожная песня
Лев Барковский 28 июн, 14:08
+1 1
Неиспользованный шанс
Лев Барковский 28 июн, 14:13
+3 1
Дура на дороге
Лев Барковский 28 июн, 14:21
+3 1
Дорожная песня

Дорожная песня

28 июн, 14:08
+1 1
Неиспользованный шанс

Неиспользованный шанс

28 июн, 14:13
+3 1
Дура на дороге

Дура на дороге

28 июн, 14:21
+3 1
Мужские завлекалочки

Мужские завлекалочки

25 июн, 14:03
+2 4
Наши милые ворюги. Подборка …

Наши милые ворюги. Подборка котов, которые тырят нечто вкусное. Ч. 1

26 июн, 14:23
+2 1
Есть такое слово - надо

Есть такое слово - надо

26 июн, 14:12
+1 1
Что самое важное в поездке п…

Что самое важное в поездке по железной дороге? Разумеется, очаровательные проводницы!

25 июн, 14:53
+2 1
Случай

Случай

25 июн, 14:55
+2 2
20 странных фактов, которые …

20 странных фактов, которые на самом деле оказались чистой правдой

24 июн, 14:39
+3 1
Девчонки, которым самое врем…

Девчонки, которым самое время уйти из спортзала - пока не поздно!

21 июн, 08:39
0 2
Фильм испанский

Фильм испанский

22 июн, 13:56
+1 2
Попугай продаётся

Попугай продаётся

23 июн, 12:22
+2 1

Последние комментарии

Вот какие ужасы происходят, …

Вот какие ужасы происходят, когда папа смотрит за ребенком... Мамам не смотреть!!!

15 авг 16, 07:56
+263 64
Позитив в картинках, улыбаемся...

Позитив в картинках, улыбаемся...

14 июл 16, 09:03
+261 22
Пока варится кофе....

Пока варится кофе....

9 янв, 09:55
+206 112
Демотиваторов подборка 2

Демотиваторов подборка 2

20 июл 16, 10:38
+183 21
Выпускные там и здесь

Выпускные там и здесь

22 июн 16, 11:46
+165 103
Все бабы как бабы, а я богин…

Все бабы как бабы, а я богиня: фотоподтверждения того, что мода и реальная жизнь — две огромные разницы!

30 май, 11:16
+121 92
15 человек, ФИО которых Вам …

15 человек, ФИО которых Вам сложно будет забыть

16 янв, 04:46
+117 68
Просто помыть монгольскую бабу

Просто помыть монгольскую бабу

9 дек 16, 04:01
+88 38
СМС о том, насколько по-разн…

СМС о том, насколько по-разному женщины и мужчины относятся к любви

23 авг 16, 11:25
+71 9
Юбка съехала набок

Юбка съехала набок

12 мар, 11:27
+67 13