Мария Грачёва предлагает Вам запомнить сайт «Что? Где? Когда?»
Вы хотите запомнить сайт «Что? Где? Когда?»?
Да Нет
×

Наша жизнь в вопросах и ответах!

Блог
История про Достоевского, топор, космос и цензуру на советском телевидении
Мария Грачёва 20 янв, 05:00
+1 0
Внимание, вопрос! Что курили эти дизайнеры?)
Мария Грачёва 20 янв, 04:46
+1 2
О шариках и диаметре носа
Мария Грачёва 20 янв, 04:30
0 1
Пост для тех, кому не сидится на попе ровно
Мария Грачёва 20 янв, 04:15
0 0

Последние комментарии

Присоединиться

Чтобы увидеть все новые темы, зайдите в раздел БЛОГ!

"Эх, растоплю я паровоз!.." Немного интересного из истории паровоза в России

развернуть

Знаменитая есть легенда в локомотивном мире, что в дореволюционные времена к паровозу прибывшего курьерского поезда подбегал с подносом официант из вокзального буфета или повар из вагона-ресторана: «Откушайте, господин механик!» На подносе — штоф и очень хорошая закуска. Механик вкушал, не сходя с паровоза, и степенно благодарил. А уж после ехал в оборотное депо.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Итак, прибыв в депо, почистив топку, снабдившись, начисто обтерев паровоз (целиком!) и завершив всё остальное, что нужно (занимало это часа полтора-два), бригада шла на отдых. Уже при царе строили специальные дома для отдыха паровозных и кондукторских бригад, на некоторых дорогах их называли «заезжие комнаты». Зовут их теперь комнатами отдыха локомотивных бригад, а в просторечии «отдыхаловками», «бригадниками».
Отдых бригады в паровозные времена обычно происходил так: по прибытии отправляли кочегара на местный рынок, где он покупал мяса и овощей. Если рынок отсутствовал или была ночь, доставали из «шарманок» что Бог послал…
Скажем немного о «шарманках». Паровозника во все времена и эпохи с царских времен определяли даже не по фуражке с непременным белым, серым или желтым кантом или галуном (у помощников и кочегаров таких фуражек не было — только у машинистов, это был их отличительный знак, который означал долгую службу на дороге), не по шинели и служебной шапке, не по погонам и фуражечной кокарде со значком «паровозика» (их издали не видно) — а именно по «шарманке».

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Идет по улице машинист или помощник с жестяным крашеным сундучком — все видят: паровозник, и иные даже шапки и картузы навстречу приподнимают в знак уважения и приветствия. Если человек заказывает у жестянщика сундучок — всё, жизнь его, считай, состоялась: паровозником стал. В рейс кладет он в сундучок что поесть, мелкий инструмент, в особый карманчик — документы и инструкции. Если едет к женщине (что бывало очень часто) — подарок кладет в «шарманку», платок какой-нибудь или конфеты. Вообще — что ему нужно взять с собой, то в «шарманке». Зачем эти сундучки делали из жести? Чтобы на паровозе при этакой-то размашистой работе не повредить дорожный скарб, не поджечь, не помять. За этим паровозным сундучком легенды, может, не меньше, чем за самими паровозами.
Идут с «шарманками», все видят — бригада. Приехали или, наоборот, уезжают.

 
Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

В оборотном депо дают кочегару мясо, пшено, картошку, соль, перец, лук, рис, морковь, и он идет в «дом отдыха» варить суп (никаких столовых до конца 1950-х годов почти нигде не было). Стояла в «отдыхаловках» в особой комнате непременно обширная печь, и на ней можно было сварить суп, картошку пожарить, чайник вскипятить. Понятно, какой у мужиков или пацанов-кочегаров получался «рататуй» (впрочем, иные варили очень вкусно!), но когда приходили с паровоза голодные чумазые труженики, уговаривать их поесть не приходилось.
А на паровозах еду брали в путь в стеклянной банке с плотной крышкой, ставили ее на котел за инжектор или к колонке и грели. В спокойный момент поездки снимали банку с котла и ели горячее.
Одно время, годах в 1940–1950-х, было организовано питание для паровозников прямо на путях сортировочных станций. К паровозу подходила девушка в белом халате, у которой на плечах висел короб с судками, наполненными горячим борщом и каким-нибудь вторым блюдом с гарниром, высился ряд тарелок, в особом отделении лежали хлеб, ложки и вилки. Прямо возле паровоза всё это питание разливалось и раскладывалось по тарелкам, и мужики с удовольствием ели, потому что готовили для паровозников очень вкусно. Недостатком являлось то, что уж больно они были чумазые, и руки им как следует было не отмыть, и условия для еды не очень удобные — но никто не жаловался. Люди видели заботу о себе.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

Перед войной кормежка в оборотных депо была, по воспоминаниям ветеранов, достаточно скудной и однообразной. Жареная картошка, в лучшем случае на сале — вот и вся еда. Во время войны для паровозников существовало усиленное питание. По маршрутному листу выдавали «наркомовскую сметану», а самого паровозника снабжали куском копченой колбасы, несколькими конфетами, нормой хлеба, пряниками или печеньем, куском сала, чаем. Многие голодали, но привозили часть своего пайка детям. Картошку и мясо покупали на рынке за свои деньги. После войны и голода 1946 года мясо стоило на пристанционных базарах в провинции достаточно дешево. А вот вещей, одежды, обуви, кондитерских изделий было очень мало, и столичные, городские паровозники этим пользовались, когда заводили романы с девушками или ублажали какого-нибудь «родного» на топливных складах, привозя с собой в «шарманках» дефицитные вещи и тогдашние деликатесы.
При царе машинист в пункте оборота отправлялся на отдых к некой отставной вдовушке лет тридцати-сорока, а при советской власти к «приятельнице» в поселок. Иные машинисты предпочитали просто пообедать, выпить на сон грядущий 100 граммов и засыпали в отдельной комнате — у машинистов и главных кондукторов были отдельные, причем иной раз механик поселялся совершенно один, когда было малое движение.
А помощники шли в комнату о 15–25 лежанках и в чем были валились на топчаны спать, толком и не помывшись. Спали как убитые. Ночью начинают их будить под поезд, дежурная ходит с фонарем по комнате и разыскивает — которого поднимать: того или этого? Так всех и перебудит по очереди, пока доищется: «Ты не Петров? А ты?» И так далее. При советской власти кочегары отдыхали с помощниками в одной комнате, а паровозы во время стоянки в ожидании бригады грели специальные прогревальщики при депо (как правило, пенсионеры). До революции кочегар оставался на паровозе и всё время стоянки находился на нем. На маневровых паровозах до революции дежурство длилось сутки.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

В 1950-х годах этот суровый быт несколько облагородили. Устроили в депо душевые, стали выдавать белье в комнаты, пижамы и тапки паровозникам, открылись буфеты, после — столовые. Паровозников и вообще локомотивщиков в 1960-х годах обслуживали в столовых только официантки, никакого самообслуживания в помине не было. Бригада приехала — событие, скорее бежит официантка: «Что вам, мальчики, принести покушать?» Тоже романов было — с ума сойти. Мальчики-то были завидные, с такой зарплатой, которую только профессора и академики в стране получали, с орденами (награждались почти автоматически по выслуге лет) и тринадцатой зарплатой («наркомовские»), со значками «Отличный паровозник» и «Ударник сталинского призыва» — да и просто очень здоровые, крепкие мужики, веселые, шутливые, бравые, несмотря на тяготы своей работы. Иные паровозники до девяноста с лишним лет доживали! Знаменитый ветеран депо Москва-Сортировочная, в прошлом «пятисотник»-стахановец Александр Иванович Жаринов водил паровоз на праздниках 9 Мая вплоть до 90-летнего возраста! Ни ветров, ни сквозняков, ни дождей, ни морозов паровозники не боялись — разве только жары — так и к ней на паровозе привыкали. Дурные люди среди паровозников, конечно, были, но в основном после первой же поездки или чистки топки они как-то сами собой отсеивались, их работа убирала. В основном народ был хороший, с душой — того требовал паровоз.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

С 1931 года по самые последние паровозные времена (а последний в России участок на паровой тяге Лодейное Поле — Янисъярви в Карелии обслуживался паровозами вплоть до апреля 1986 года) все паровозы были закреплены за бригадами. Что это означало? А то, что бригада работала только на своем, одном и том же паровозе. Своем в буквальном смысле этого слова, потому что паровозники поступали на работу в депо по договору и паровоз передавался им для работы по хозрасчетному принципу. Согласно этому договору, по выслуге лет выплачивались договорные проценты, которых у ветеранов набегало до 500 рублей в месяц в деньгах 1940–1950-х годов, не считая зарплаты (только ставка была 700–900 рублей в месяц старыми, а с премиальными выходило у машинистов I класса до 4 тысяч рублей). То есть бригада была материально заинтересована в том, чтобы паровоз был в отличном состоянии, потому что за любое превышение пробега сверх нормативов очень хорошо премировали по нормам долевого участия. Знаменитые кривоносовский и лунинский методы стахановской езды на паровозе, внедренные на транспорте в 1930-х годах, основывались на бережном уходе бригады за паровозом, постоянном уходе за ним, внимании, наблюдении за работой паровоза в пути, отличном знании конструкции и превосходных слесарных навыках, постоянном участии в ремонте паровоза. Старший машинист присутствовал при всех видах деповского ремонта и сопровождал паровоз на заводской ремонт, а на промывку котла, происходившую примерно раз в месяц, выходила вся бригада. Выходных дней как таковых не было — работали от прибытия до прибытия паровоза в основное депо, проводя на нем буквально полжизни

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

У пассажирских бригад был именной график работы, они свою жизнь знали наперед достаточно хорошо, а вот в грузовом движении система была вызывная, как при царе: подходит паровоз с линии, посылают рассыльного из депо, как правило старичка-пенсионера, он идет по поселку с записной книжкой, в которой написана фамилия машиниста, помощника или кочегара и стоит время его явки на работу. Старичок стучал в окошко, у него брали книжку и расписывались, как сказано у Андрея Платонова, «в графе» против времени явки. Это означало, что паровозник вызван в поездку. То есть спустя 12 часов со времени прибытия из очередного рейса паровозник должен был находиться дома и ждать вызывальщика из депо. Выходным днем считали время стоянки паровоза в промывке. И ведь никто не жаловался! Напротив — многие старики рассказывают: ждали, когда снова в поездку. Шли на паровоз с радостью со своей «шарманкой». А уж уход с паровозной работы полагался настоящим горем, некоторые в таких случаях протестовали, грозили и даже плакали, не стесняясь.

Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую СССР, история, паровоз
 

О состоянии паровозов в 1940–1950-х годах ходили легенды — и ходят до сих пор. Паровозы были разукрашены, тщательно обтерты, буквально лоснились от чистоты и ухода. В будках висели портреты вождей, стенки обшивались рейками, всё сияло чистотой, как говорили паровозники, «ни слезинки, ни паринки». Наводили накладные барельефы, за свои деньги покупали фольгу и прочий оформительский материал. Многие паровозы были посвящены съездам партии и комсомола, политическим деятелям и народным героям («им. Александра Матросова», «им. Олега Кошевого» и т. д.) и были соответствующим образом внешне оформлены. На каждом паровозе было полно инструмента, запчастей — тащили, словно в дом родной. Это была действительно планета, большое благоустроенное хозяйство, чем-то напоминавшее зажиточный крестьянский уклад. На паровозах возили краску и кисточки, чтобы постоянно подновлять красоту, «пасту Гойя» для натирки металлических поверхностей до флотского блеска, у некоторых машинистов при входе в будку лежали… половые тряпки. Ходили легенды, что машинисты курьерских паровозов отправлялись в рейс в белых перчатках. Легенду эту творили просто: надевали перчатки перед самым отправлением и перед самым прибытием на конечную станцию, а потом сразу снимали… Трудновато на паровозе сохранить перчатки белыми.




Источник →

Ключевые слова: интересное, история, Перчатки
Опубликовала Мария Грачёва , 07.01.2017 в 04:16

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Евстратов
Сергей Евстратов Паста Гойя - чУдная вещь! В армии и на флоте незаменима и сейчас. Текст скрыт развернуть
2
7 января, в 12:56
Мария Грачёва
Мария Грачёва Сергей Евстратов У меня был когда-то поклонник, инженер, дивное создание, даже жаль, что ни фига не вышло. Он сделал мне удивительный подарок, отличился оригинальностью: огромный шматок этой пасты и немалый отрез толстенного войлока))))) Говорит: Машка, теперь все твои украшения будут самые сияющие на свете!!
Забыл только сказать, что при этом руки будут - самые грязнущие на свете))
Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 14:50
Андрей Степанов
Андрей Степанов Манечка, очень хороший рассказ, прочитал с большим удовольствием! Но, маленькая ремарка, ну очень порезало глаз указанное наименование полировочной пасты "Гойя". Такой пасты нет. Но тебе, нежной девушке, позволительно этого и не знать... Но все таки, паста была изобретена в Государственном Оптическом Институте, очень хорошая паста, и в ее наименовании фундаментально отразилась абревиатура названия этого научного учреждения, и она получила название, известное, даже троечнику ПТУшнику - "паста ГОИ" Текст скрыт развернуть
2
7 января, в 14:12
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов Андрюша, вот веришь или нет, но я впервые - от тебя - вижу, как это на самом деле пишется) Всю жизнь слышала это слово от кого-то, а на слух определить его верное написание, как сам понимаешь, нереально... К тому же, я не автор сего опуса))))))) Я просто тот чел, который его разместил. Будем считать, что эта замечательская паста, которой я, кстати, отчищаю любые украшения до блеска, слепящего глаза, называется на самом деле ГОИ, но в народе - как угодно, в том числе и так, как в тексте) Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 14:30
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва Манечка, конечно очищай зеленой гойей все, что ты захочешь! Но ты же знаешь, не могу я из себя эту изоповщину изжить, и все тут!!! :-) ))) Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 14:37
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов А зачем её изживать?) Просветил тёмную меня - плюс тебе в карму) Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 14:41
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва Да не тебе я писал, а моему другу Евстратову )))))) :-) Текст скрыт развернуть
0
7 января, в 14:42
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов Да поняла ж я))) Но просветил же меня по дороге? Вот!) Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 14:48
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва Мань, с пастой Гойя, нужно быть очень осторожной, оксид хрома, очень мелко дисперсный компонент, может запросто диффузно проникнуть в мягкий металл, поэтому, немного на тряпочку, и слегка потереть. И НИКАКИХ шлифовальных кругов!!!
Золото почернеет и все.
Потому и руки не отмываются
Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 15:22
Мария Грачёва
Мария Грачёва Андрей Степанов упаси бог, чуток наношу на войлок - и потом по металлу, очень и очень аккуратно Текст скрыт развернуть
1
7 января, в 15:25
Андрей Степанов
Андрей Степанов Мария Грачёва Драил Гойей пряху ременную, да на станке. Почернела так, что пришлось ее шкурить мелкой шкуркой. А уж потом, ручками. Пока сам шишку не набьешь, не фига толку не будет :-) Текст скрыт развернуть
0
7 января, в 15:34
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11

Универсальный блок

Новые темы здесь! Просто кликните на картинку в списке ниже или зайдите в раздел БЛОГ.

Блог
История про Достоевского, топор, космос и цензуру на советском телевидении

История про Достоевского, топор, космос и цензуру на советском телевидении

Этот случай из истории телепередачи «Что? Где? Когда?» абсолютно реальный, и рассказал о нем один из участников Клуба знатоков — Александр Бялко.  История произошла в то время, когда у «Что? Где? Когда?»  еще не было прямого эфира и передачи шли в записи. Вопрос, заданный знатока…

Мария Грачёва 20 янв, 05:00
+1 0
Внимание, вопрос! Что курили эти дизайнеры?)

Внимание, вопрос! Что курили эти дизайнеры?)

Надо иметь особый склад ума, чтобы подумав - хочу создать какую-то модную одежду - сразу же представить себе это, сшить и выставить на всеобщее обозрение, думая, что все поймут грандиозную задумку и оценят феноменальную дизайнерскую мысль. А вы поймете, что они имели ввиду, создавая подобно…

Мария Грачёва 20 янв, 04:46
+1 2
О шариках и диаметре носа

О шариках и диаметре носа

Не помню рассказывал я или нет, да и сам случай за давностью событий помню плохо и как помню - так и расскажу. Заново. Вот именно так оно было на самом деле, или не совсем так, но произошло то, что произошло и от этого никуда не денешься. А может и вовсе не происходило, отчего все пер…

Мария Грачёва 20 янв, 04:30
0 1
Пост для тех, кому не сидится на попе ровно

Пост для тех, кому не сидится на попе ровно

Иван Бунин писал, что жажда к путешествиям — это наши бессознательные воспоминания о кочевых временах. Именно поэтому нас регулярно куда-то тянет с непреодолимой страстью. Сегодня  мы  подготовили 15 открыток из жизни тех, кто не представляет своей жизни без путешествий.   …

Мария Грачёва 20 янв, 04:15
0 0
Вот так отжигают наши продавцы!

Вот так отжигают наши продавцы!

Умение превратить каждый день в праздник - отличительная черта наших соотечественников. Источник:  www.lunsvet.com   Источник:  www.lunsvet.com   Источник:  www.lunsvet.com …

Мария Грачёва 20 янв, 04:01
+1 0
Несколько небылиц из жизни Сергея Параджанова

Несколько небылиц из жизни Сергея Параджанова

Режиссёр, сценарист и необыкновенно одарённый художник Сергей Параджанов был, кроме того, ещё и величайшим мистификатором и рассказчиком небылиц о самом себе. Например, он мог рассказать в компании, что переспал с известной актрисой, а однажды заявил в интервью датской газете, что его лю…

Мария Грачёва 19 янв, 15:29
0 0
Письмецо в конверте погоди, не рви.. Ностальгическое

Письмецо в конверте погоди, не рви.. Ностальгическое

На днях в нашем доме произошло совершенно умилительное и ностальгическое событие. Дай бог памяти, уже лет 20 точно такого не случалось, а как бы и не больше. Из почтового ящика мы извлекли конверт. Не с напоминалкой из налоговой или пенсионного фонда, не к ночи будь помянуты …

Мария Грачёва 19 янв, 15:28
+3 2
Дядя Вова и конфликт культур

Дядя Вова и конфликт культур

Выяснив у дяди Вовы, что Новый Год он твёрдо намерен встретить в деревне, в своём доме, сын особо спорить не стал. Во-первых, видел, как прикипел отец душой к тем местам, а во-вторых, оставь его одного в городе — и что он будет делать в четырёх стенах? Ехать с семьёй сы…

Мария Грачёва 19 янв, 08:52
+6 0
Случайный попутчик и пачка печенья

Случайный попутчик и пачка печенья

Эту историю писатель-фантаст Дуглас Адамс использовал в романе «Автостопом по Галактике». На самом деле она произошла с самим Адамсом в реальной жизни.  Это действительно произошло с реальным человеком, и этим человеком был я. Мне нужно было сесть на поезд. Это было …

Мария Грачёва 19 янв, 05:00
0 2
«Красные зубы» и другие истории, которые не стоит читать на ночь

«Красные зубы» и другие истории, которые не стоит читать на ночь

Несмотря на известные имена на обложке, настоящие авторы сборника «Ужасный фольклор советских детей» — пионеры со всех уголков СССР. Андрей Усачев и Эдуард Успенский только обработали народное творчество и снабдили его едкими комментариями, чтобы «смягчить столкновение рядового читателя с…

Мария Грачёва 19 янв, 04:46
+2 4

Поиск по блогу

Жгучие красотки из племён юж…

Жгучие красотки из племён южных районов Эфиопии

18 янв, 08:32
+20 30
Внимание, вопрос! Что курили…

Внимание, вопрос! Что курили эти дизайнеры?)

20 янв, 04:46
+1 2
О шариках и диаметре носа

О шариках и диаметре носа

20 янв, 04:30
0 1
Правду говорить легко и приятно.

Правду говорить легко и приятно.

19 янв, 04:31
+2 1
Никогда не провожайте жену с…

Никогда не провожайте жену с радостным выражением лица…

13 янв, 13:31
+5 1
Радость от подарка   (Малень…

Радость от подарка (Маленький волшебник)

12 янв, 13:02
+4 2
Случайный попутчик и пачка печенья

Случайный попутчик и пачка печенья

19 янв, 05:00
0 2
Письмецо в конверте погоди, …

Письмецо в конверте погоди, не рви.. Ностальгическое

19 янв, 15:28
+3 2
10 баек про... антисемитизм

10 баек про... антисемитизм

19 янв, 04:00
+2 7
Как быстро всё меняется...

Как быстро всё меняется...

18 янв, 23:36
+3 9
«Красные зубы» и другие исто…

«Красные зубы» и другие истории, которые не стоит читать на ночь

19 янв, 04:46
+2 4
Как дела, малыш?

Как дела, малыш?

18 янв, 11:55
+3 2

Последние комментарии

Горячие представительницы соцсетей.

Горячие представительницы соцсетей.

1 ноя 16, 11:44
+271 117
Вот какие ужасы происходят, …

Вот какие ужасы происходят, когда папа смотрит за ребенком... Мамам не смотреть!!!

15 авг 16, 07:56
+256 64
Позитив в картинках, улыбаемся...

Позитив в картинках, улыбаемся...

14 июл 16, 09:03
+255 22
Фотографии на которых черт з…

Фотографии на которых черт знает что творится...

12 окт 16, 15:45
+239 69
Ничего лишнего: обнажённые д…

Ничего лишнего: обнажённые девушки, одетые только в тени.

4 янв, 18:35
+205 39
Пока варится кофе....

Пока варится кофе....

9 янв, 09:55
+201 110
Демотиваторов подборка 2

Демотиваторов подборка 2

20 июл 16, 10:38
+179 21
Выпускные там и здесь

Выпускные там и здесь

22 июн 16, 11:46
+161 102
Осень. Колхоз. Картошка или …

Осень. Колхоз. Картошка или Секс есть! +18

15 окт 16, 16:33
+158 55
Фотографии, на которых твори…

Фотографии, на которых творится черт знает что

12 сен 16, 08:24
+130 18